понедельник, 7 февраля 2011 г.

О поросятах в стишках и потешках

Моя прабабушка, 1902 года рождения, не умела читать и писать, но даже когда была очень старенькой и страдала амнезией, часто читала мне по памяти разные стишки - потешки. Я все время удивлялась, почему она помнит стихи и не помнит, как меня зовут.
Когда у меня родилась дочь, я вдруг к своему стыду осознала, что мои познания потешек и пальчиковых игр было очень ограниченным, хватило бы пальцев одной руки, чтобы их пересчитать. Так как в то время ото всюду доносились голоса о развитии мелкой моторики, о ее влиянии на речь ребенка, я начала собирать материал в срочном порядке.
А для того чтобы качественно использовать эти стихи, нужно было самой довести до автоматизма движения. Я распечатывала карточки 10х15 с иллюстрациями или инструкциями, вкладывала их в альбом для фотографий и постепенно стишок за стишком собралась коллекция любимых потешек.
В блоге Друзей БабочкиЯночки проходит фестиваль "Дружные поросята", и сегодня предлагалось разучить английскую песенку-потешку. Я решила из своих архивов собрать коротенькие стихи и потешки разных авторов про поросят. А в последующие месяцы добавятся стихи-потешки про других домашних животных. Если вам это нужно или интересно читайте
Больше всего мне нравится творчество С.и Е. Железновых, их диски с песенками и минусовками помогали, как разучить мелодию, так и петь стихи под музыку вместе с дочкой. Мы с удовольствием слушали музыкальные аудио-спектакли. Некоторые дети не любят слушать аудио-сказки, но у нас с этим проблем не было, поэтому я покупала кассеты и CD, которые Элиза слушала с удовольствием, как я когда-то слушала виниловые пластинки. Пора переходить к делу т.е. к поросятам.


С.Е. Железновы альбом «Пять поросят»

Пять поросят

Поставить ладонь левой руки ребром на стол, как закрытую калитку. Пальцы правой руки – «поросята». Ладонь лежит на столе, пальцы округлые.

Пять веселых поросят
За калиткою стоят.
Поросята эти ждут,
Что им кушать принесут.

Просунуть пальцы правой руки между пальцами левой (в «щелочки»).

Пять веселых поросят
Снизу в щелочки глядят,
Бегают туда – сюда:
«Где же вкусная еда?»

Шевелить пальцами правой руки.

Пять веселых поросят
В дверь копытцами стучат,

Стучать пальцами правой руки по ладони левой («калитке»).

Вдруг открылась эта дверь:

Ладонь левой руки немного отвести назад («калитка открывается»).

«Можно выбежать теперь!»

Поросята

По очереди «идем» по столу/коленям каждым из пальцев обеих рук.

Этот толстый поросенок каждый день хвостом вилял,
Мизинцы.
Этот толстый поросенок спинку об забор чесал.
Безымянные.
Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
«Фонарики».
Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросенок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал.
Указательные.

Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
Ля –ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

Этот толстый поросенок –лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
И всех братьев растолкал.
Ладонь резко открываем («поросята разбежались»).

 Иллюстрация из книжки-раскраски  "Потешки"


Хрюшкина подружка 
В. Орлов 

В лужице хрюшку увидела хрюшка
(Поднесите ладошки к макушке - изобразите ушки свинка. 

- Это, конечно, не я , а подружка! 
Левую ладонь распрямите и поднесите к лицу ( как зеркало), указательным пальцем правой руки нажмите на носик. 

Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!

Погладьте себя по голове. Руки на поясе, обернитесь вокруг своей оси. Сделайте несколько шагов право-влево. Поднесите ладошки к макушке - изобразите ушки свинки. Поднесите указательный палец к носу (пятачок).

1 комментарий:

  1. Да, отличная подборка потешек. Это дополнит мои картинки и раскраски. Давайте ещё про ТриПоросенка подготовим.

    ОтветитьУдалить