воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Почему мы читаем басни Эзопа?

При упоминании слова «басня» на ум сразу же приходит Иван Андреевич Крылов. Мне нравились его поучительные басни в школе, но для дошкольного возраста я бы выбрала повествования древнегреческого баснописца Эзопа. Считается, что именно он первым начал изъясняться иносказательно, т.е. не прямо, а с помощью намеков. Многие из его басен можно найти в изложении Л.Н. Толстого и других писателей.
Почему мне нравятся басни Эзопа?  Они короткие, их легко читать, в них всегда содержится поучение. Можно сказать, что его басни похожи на сказку. Обычно главные герои – это животные или растения. Они совершают добрые или злые поступки, ведут себя мудро или глупо, другими словами они очень похожи на людей. Басню легко превратить в небольшую сценку, оживотворить ее с помощью интонаций, ведь герои часто спорят, ссорятся, что-то бурно обсуждают или наставляют друг друга. Интересно то, что Эзоп был рабом, поэтому рассказывая своим слушателям басни, он уделял большое внимание таким понятиям как «несправедливость», «власть», «неравенство», но многие переводы смягчают его жесткую критику власти. В любом случае басни Эзопа актуальны, интересны, поучительны, понятны и полезны для чтения детям и обсуждения нравственных понятий. Вот, например, очень простая история о муравье и голубке, в которой говорится о взаимопомощи. Вот как рассказал эту историю Л.Н. Толстой

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. 

Этот же сюжет можно рассказать иначе ( по английской книжке)


Однажды голубка сидела на ветке и смотрела на реку. Она увидела, как крошечный муравей спустился к реке, чтобы напиться. Но вдруг поднялся сильный ветер и муравьишка свалился в воду. 
- Боже мой! - воскликнула голубка. 

Изо всех сил пытался муравей выбраться на берег. Но у него ничего не получалось.Он барахтался в воде, но все его усилия были напрасны. Берег был далеко.
- Помогите! Я не умею плавать! - прокричал еле-живой муравей.

- Держись! Я тебе помогу! - ответила на крики о помощи голубка. Она сорвала листочек с дерева и бросила его в воду. Муравей с трудом вскарабкался на лист, и на нем словно на плоту добрался до берега. Голубка спасла ему жизнь.

В это время мимо проходил птицелов. Он уже собирался тихонько подобраться к голубке и поймать ее в сеть. Но его намерения раскусил муравей. 
- Я не позволю тебе погубить моего нового друга! - заявил птицелову отважный муравей и укусил его за ногу. 
- Ой-ой-ой! - вскрикнул от неожиданности птицелов. Его услышала голубка и улетела прочь. Вот так муравей спас жизнь голубке. 

Вопросы для обсуждения:
1. Очень важно помогать тому, кто в беде или просто нуждается в нашей помощи. Вспомни, когда ты помог(ла) кому-нибудь, а может быть кто-то из твоих друзей помог тебе. 
Кто и как помогает тебе в семье? Перечисли все, что они делают. 
2. Могла ли голубка спокойно наблюдать за тем, как тонет муравей? Почему она решила помочь? Это был ее знакомый муравей? Ждала ли она благодарности от муравья?
3.  Почему муравей решил помочь голубке? Почему он называет ее "новым другом"? 
4. Что тебе понравилось в этой басне? 
5. Чему тебя научила эта басня. 


1 комментарий:

  1. Эту басню в виде сказки наши дети учат в третьем классе с большим количеством упражнений и вопросов. Все это так красиво оформлено рисунками, что я даже сосканировала, когда старший внук учился. Надо будет опубликовать.

    ОтветитьУдалить