Во время обучения чтению, раз уж речь все равно заходит о буквах и звуках, можно продолжить работать над звуковым анализом слов. После первого занятия уже можно говорить о гласных и согласных звуках, о твердых и мягких согласных, о позиции звука в слове. Такие занятия обычно проводятся до обучения чтению, но если вы специально этим не занимались, я думаю, что их можно добавить по ходу урока. Я хочу привести несколько интересных примеров для более подробного знакомства со звуками [а] и [м]. Обратите внимание на то, что посты со стихами и загадками будут постепенно пополняться. Это только начало.
5. Теперь послушай два слова и скажи, чем отличается звук [м] в первом слове от звука [м] во втором слове.
Мышка - мишка (мыло - Мила, сом - семь)
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Однажды первокласснику Серёже купили коробку новых пластмассовых букв. Буквы очень гордились своим умом и тем, что они новые, поэтому, презрительно оглядев старые Серёжины игрушки, даже не стали с ними разговаривать. Тем не менее самые любопытные игрушки – старая сова и маленький шустрый паровозик – подошли познакомиться с новыми соседями.
– Ого, как вас много в одной коробке! – удивился паровозик.
– Букв много, но мы, десять гласных, здесь самые главные, – ответили хором буквы А и Я.
– О да, мы, гласные, самые необходимые! – подхватили буквы О и Ё.
– Ведь только с нашей помощью слова становятся звонкими и мелодичными, – почти пропели буквы У и Ю.
– И благодаря нам согласные не сливаются друг с другом, – сообщили Ы и И.
– А слова не превращаются в сплошной скрип и шипение, – добавили Э и Е.
– Да не слушайте вы их, – наконец вмешались согласные, – мы самые главные, так как нас больше и мы придаем словам смысл.
– Это просто смешно! Если бы не мы, то слов и слышно бы не было и все они превратились бы в сплошное, с трудом произносимое шуршание, – стояли на своём гласные.
– А если бы не мы, то от вас один звон бы стоял, и слов бы не получалось, – парировали согласные.
Сова всё это время лишь переводила взгляд с одного спорщика на другого, пока, наконец, и ей не удалось вставить фразу.
– А вы попробуйте составить слова из одних гласных и одних согласных, тогда мы и увидим, кто из вас нужнее.
Буквы обрадовались и, не чувствуя подвоха, наперебой начали составлять слова: гласные из гласных, а согласные из согласных.
Но, увы, кроме коротких воплей – Аа, Оо, Уу, Ау, Уа, у гласных ничего не вышло.
Да и у согласных вышло не лучше.
– Мм, Тр, Пр, Шш, – безголосо мычали, трещали и шипели они.
Тут в комнату вошёл Серёжа, взял буквы и стал из гласных и согласных складывать своё любимое слово ШКОЛА.
– Ну вот, а вы зря ссорились, – прошептал паровозик.
Но буквы смущенно промолчали и сделали вид, что изо всех сил помогают Серёже складывать слова.
1.Когда мы говорим, мы произносим звуки, а пишем буквы. В прошлый раз вместе с Мальвиной мы пели звуки а, о, у, и, ы, и. Эти звуки называются гласными, их можно петь. Послушай стишки про гласные звуки.
Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
2. Давай попробуем, кто дольше сможет протянуть гласный звук. Набираем воздух в легкие, а на выдохе поем звук [о] (или другой звук). Воздух проходит свободно не встречая преград.
3. Постарайся назвать как можно больше слов со звуком [а], после того как прослушаешь сказку «Почему А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т.е. неразбериха).
- Что же это делается, а ? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.
- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!
_ А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
-Агу, - сказала А, - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
(Г. Юдин)
4. А теперь послушай первый звук в слове Мальвина. Это звук [м]. Легко ли проходит воздух? Нет. Ему мешают губы. Такой звук называют согласным. Какие еще ты знаешь слова, которые начинаются на звук [м]. Послушай стишок о согласных звуках. Что они согласны делать?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
5. Теперь послушай два слова и скажи, чем отличается звук [м] в первом слове от звука [м] во втором слове.
Мышка - мишка (мыло - Мила, сом - семь)
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
6.Хлопай в ладошки, когда услышишь слова со звуком [м, м’].
Поэты
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
- Малины! – заорал Миша.
- Да при чем тут «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
- Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий …
- Айболит! – заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
-Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша. ( Г. Юдин) Какие слова ты сможешь повторить? Определи позицию звука м в словах "муравей", "много", "упрямо", "мама", " мухомор".
7. Доскажи словечко
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь)
8. Можно заштриховать мухомор или апельсин. Можно нарисовать что-нибудь по теме или сделать аппликацию.
9. Рассмотреть картинку и составить рассказ по ней. Найти все слова на определенный звук.
_________________________________________________________________
Для старшего возраста.
Фрагмент из книги "Куда пропали буквы"
– Ого, как вас много в одной коробке! – удивился паровозик.
– Букв много, но мы, десять гласных, здесь самые главные, – ответили хором буквы А и Я.
– О да, мы, гласные, самые необходимые! – подхватили буквы О и Ё.
– Ведь только с нашей помощью слова становятся звонкими и мелодичными, – почти пропели буквы У и Ю.
– И благодаря нам согласные не сливаются друг с другом, – сообщили Ы и И.
– А слова не превращаются в сплошной скрип и шипение, – добавили Э и Е.
– Да не слушайте вы их, – наконец вмешались согласные, – мы самые главные, так как нас больше и мы придаем словам смысл.
– Это просто смешно! Если бы не мы, то слов и слышно бы не было и все они превратились бы в сплошное, с трудом произносимое шуршание, – стояли на своём гласные.
– А если бы не мы, то от вас один звон бы стоял, и слов бы не получалось, – парировали согласные.
Сова всё это время лишь переводила взгляд с одного спорщика на другого, пока, наконец, и ей не удалось вставить фразу.
– А вы попробуйте составить слова из одних гласных и одних согласных, тогда мы и увидим, кто из вас нужнее.
Буквы обрадовались и, не чувствуя подвоха, наперебой начали составлять слова: гласные из гласных, а согласные из согласных.
Но, увы, кроме коротких воплей – Аа, Оо, Уу, Ау, Уа, у гласных ничего не вышло.
Да и у согласных вышло не лучше.
– Мм, Тр, Пр, Шш, – безголосо мычали, трещали и шипели они.
Тут в комнату вошёл Серёжа, взял буквы и стал из гласных и согласных складывать своё любимое слово ШКОЛА.
– Ну вот, а вы зря ссорились, – прошептал паровозик.
Но буквы смущенно промолчали и сделали вид, что изо всех сил помогают Серёже складывать слова.
ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ», - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»
«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
«С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.
А я вот тут у себя нашла когдатошник статьи про буквы. в том числе про букву У. Надо щелкнуть по картинке - она и увеличится.
ОтветитьУдалитьhttp://bocnumamel.blogspot.com/2008/08/blog-post.html
Посмотрела, спасибо!
ОтветитьУдалить